Название статьи |
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ О СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ
|
Авторы |
Дементьев Евгений Александрович, студент, Пензенский государственный технологический университет (Россия, г. Пенза, ул. Гагарина/пр. Байдукова, 1а/11), Bfh58@mail.ru
Кан Виталий Вячеславович, аспирант, Пензенский государственный технологический университет (Россия, г. Пенза,
ул. Гагарина/пр. Байдукова, 1а/11), sbl@penzgtu.ru
Свистунов Борис Львович, доктор технических наук, профессор, кафедра физики, Пензенский государственный технологический университет (Россия, г. Пенза, ул. Гагарина/пр. Байдукова, 1а/11), sbl@penzgtu.ru
|
Индекс УДК |
378.147
|
DOI
|
10.21685/2072-3059-2018-2-6
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Предметом исследования является синтез алгоритмов оценки качества обученности студентов вузов как степени сформированности предписанных компетенций. Цель работы – описание и обсуждение предложенного алгоритма выявления актуального состояния обучающегося как объекта мониторинга и процедуры отнесения выявленного состояния к заданному априори классу состояний с использованием байесовского решающего правила.
Материалы и методы. В основу исследования положен системный подход, а именно рассмотрение обучающегося (объекта мониторинга) как сложной стохастической многосвязной системы. Для оценки состояния системы используются методы распознавания с обработкой результатов распознавания в соответствии с классификатором Байеса.
Результаты. Предложен и обоснован алгоритм распознавания состояния объекта мониторинга и методика формирования решающего правила отнесения состояния объекта к некоторому классу состояний, соответствующему
адекватности объекта предъявляемым нормативными документами требованиям. Оценены риски процедур распознавания и классификации.
Выводы. Предложен подход к оценке качества обученности студентов, основанный на методике определения состояния сложных систем, адаптированной для исследуемой предметной области с учетом сложности поведения ис-
следуемых объектов. На основании этого подхода предложен простой, универсальный, адаптированный для практического применения алгоритм, относительно легко реализуемый с применением стандартных программно-
аппаратных средств.
|
Ключевые слова
|
компетенция, мониторинг, обучающийся, распознавание, классификатор Байеса
|
 |
Скачать статью в формате PDF
|
Список литературы |
1. Белашов, П. Д. Cущность понятия «компетенция» и «компетентность» в научной литературе / П. Д. Белашов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. – 2015. – Т. 2, № 6 (28). – С. 79–84.
2. Гу сятников, В. Н. Построение модели для анализа качества образовательного процесса на основе технологий компьютерного тестирования / В. Н. Гусятников, О. Ю. Соколова, И. Б. Каюкова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2009. – № 4. – С. 197–200.
3. Беспалько, В. П. Природосообразная педагогика / В. П. Беспалько. – М. :
Народное образование, 2008. – 512 с.
4. Растригин, Л. А. Адаптивное обучение с моделью обучаемого / Л. А. Растригин, М. Х. Эренштейн. – Рига : Зинатне, 1986 – 160 с.
5. Ку рилова, О. Л. Методы оценки компетенций выпускника вуза / О. Л. Курилова, А. А. Смагин, С. В. Липатова // Ученые записки Ульяновского госуниверситета. Сер.: Математика и информационные технологии. – 2012. – № 1 (4). –
С. 246–257.
6. Ципкин, Я. З. Основы теории обучающих систем / Я. З. Цыпкин. – М. : Наука, 1970. – 232 с.
7. Ивахненко, А. Г. Самообучающиеся системы распознавания и автоматического регулирования / А. Г. Ивахненко. – Киев : Наукова думка, 1969. – 134 с.
8. Ту , Дж. Принципы распознавания образов / Дж. Ту, Р. Гонсалес. – М. : Мир, 1980. – 411 с.
|